Как выбрать масло по API?
Важно:
Даже если масло универсальное, всегда сверяйтесь с рекомендациями производителя автомобиля. Некоторые современные дизели требуют только масла с определёнными допусками (например, только CJ-4 или CK-4), и «универсальность» не всегда означает совместимость.
- Смотрите в руководство по эксплуатации. Там чётко указано, какой класс API рекомендован для вашего двигателя.
- Для новых автомобилей (после 2020 г.) — выбирайте API SP (бензин) или CK-4 (дизель).
- Для авто 2010–2020 гг. — подойдёт API SN или SM.
- Для старых авто (до 2000 г.) — можно использовать SL или даже SJ, но не ниже.
- Если автомобиль с сажевым фильтром (DPF) — выбирайте масла с низким содержанием золы (Low SAPS), например, CJ-4, CK-4, или с допусками ACEA C3.
Универсальные масла: S и C вместе
Некоторые масла имеют двойную маркировку, например: API SN/CF или API SP/CK-4. Это означает, что масло подходит и для бензиновых, и для дизельных двигателей. Такие масла часто используются в парках техники, где есть разные типы моторов, или в легковых автомобилях с дизельными двигателями, где производитель допускает применение универсальных масел.
Как выглядит маркировка API?
Маркировка состоит из двух букв и, иногда, дополнительных символов.
Например:
API SN — для бензиновых двигателей
API CK-4 — для дизельных двигателей
API SN/CF — универсальное масло, подходящее и для бензиновых, и для дизельных моторов
Первая буква — S или C — указывает тип двигателя.
Вторая буква — показывает уровень качества. Чем она ближе к концу алфавита, тем выше качество и современнее стандарт.
Например: SH → SJ → SL → SM → SN → SP — каждая следующая категория улучшает предыдущую.
Классификация API для дизельных двигателей (C-серия)
CK-4 — основной современный стандарт для дизелей. FA-4 — нишевый, для новых грузовиков с целью экономии топлива.
Энергосберегающие масла с пониженной вязкостью (например, SAE 10W-30),
не совместимы со всеми двигателями — только по допуску производителя
Повышенная стойкость к окислению и сдвигу вязкости, совместимость с современными системами очистки выхлопа
Для двигателей с сажевыми фильтрами (DPF), сниженное содержание серы, фосфора и золы
Улучшенная защита от сажи и износа, совместимость с системами EGR
Соответствует нормам токсичности 1998 года, для двигателей с рециркуляцией отработавших газов (EGR)
Для двигателей с высокими нагрузками и требованиями к экологии
Для 4-тактных дизелей, замена CE
Для внедорожников и двигателей с непрямым впрыском
Для турбодизелей с умеренными нагрузками
Устаревшие категории, не применяются сегодня
Классификация API для бензиновых двигателей (S-серия)
SP — актуальный стандарт 2025 года. Если ваш автомобиль выпущен после 2015–2020 года — масло с маркировкой API SP будет оптимальным выбором.
Самый современный стандарт: защита от LSPI (низкоскоростного детонационного воспламенения), увеличенный интервал замены, совместимость с гибридами и турбомоторами
Совместимость с современными двигателями, включая турбированные, защита от отложений на поршнях
Улучшенная защита от окисления и износа, стабильность при высоких температурах
Экономия топлива, совместимость с каталитическими нейтрализаторами
Для авто до 2001 г., улучшенная защита при низких температурах
Стандарт для автомобилей до 1996 г.
Улучшенная защита от износа и отложений
Дополнительная защита при высоких нагрузках
Улучшенная защита от износа и окисления
Для двигателей с установленным карбюратором
Защита от коррозии и отложений
Минимальные антизадирные свойства
Без присадок, только для очень старых авто
При выборе моторного масла важно обращать внимание не только на вязкость (SAE), но и на качество продукта. Именно для оценки качества и эксплуатационных характеристик масла существует классификация API — один из самых распространённых и авторитетных стандартов в мире. В этой статье мы подробно разберём, что означает маркировка API, как её расшифровать и как выбрать масло, подходящее именно вашему двигателю.
API (American Petroleum Institute) — Американский институт нефти — разработал систему классификации моторных масел по их эксплуатационным свойствам. Эта система помогает понять, для каких типов двигателей и в каких условиях масло может применяться.
Классификация API делит масла на две основные категории:
- Для бензиновых двигателей — обозначаются буквой «S» (от английского Service или Spark ignition — зажигание от свечи)
- Для дизельных двигателей — обозначаются буквой «C» (от Commercial или Compression ignition — воспламенение от сжатия)