Если вы владелец авто — проверьте руководство по эксплуатации. Если там указано требование JASO — игнорировать его нельзя.
Для современных скутеров и мопедов выбирайте JASO FC или FD — они меньше дымят, лучше защищают двигатель и соответствуют экологическим нормам.
Нельзя использовать JASO MB в мотоциклах с мокрым сцеплением! Это приведёт к пробуксовке, перегреву и быстрому износу сцепления.
В отличие от большинства автомобилей, где двигатель, КПП и сцепление работают на разных маслах, в мотоциклах часто используется единая масляная ванна — масло смазывает и двигатель, и шестерни КПП, и диски сцепления.
Проблема: обычные автомобильные масла содержат присадки, снижающие трение (модификаторы трения). Для двигателя это хорошо — меньше износ, выше КПД. Но для мокрого сцепления — катастрофа: диски начинают проскальзывать, сцепление «буксует», передачи переключаются с трудом, а в худшем случае — выходит из строя.
Вот здесь и вступает в игру стандарт JASO — он гарантирует, что масло безопасно для сцепления и при этом обеспечивает надёжную защиту двигателя и коробки передач.
Как выбрать масло по JASO?
- Определите тип сцепления. Если не знаете — посмотрите в мануале или уточните у дилера/механика.
— Мокрое сцепление → JASO MA или MA2
— Сухое сцепление или отдельная смазка → JASO MB
- Смотрите на этикетку. Надпись “JASO MA2” должна быть четко указана — не принимайте на веру слова продавца.
- Не используйте автомобильные масла без JASO MA/MA2. Даже если они “синтетические” и “для турбомоторов” — они могут убить ваше сцепление.
- Для 2Т двигателей — выбирайте JASO FC/FD. Это снизит дымность и увеличит ресурс двигателя.
JASO и автомобили: нужно ли это?
Хотя JASO — японский стандарт, он редко применяется для легковых автомобилей. Исключение — некоторые модели, где используется мокрое сцепление (например, в вариаторах CVT или роботизированных коробках DCT).
Например:
- Subaru с вариатором CVT в некоторых моделях рекомендует масла, соответствующие JASO MA (для защиты фрикционов)
- Honda в отдельных случаях указывает JASO для двигателей, работающих в паре с “мокрой” трансмиссией
JASO для 2-тактных двигателей
Для двухтактных двигателей (скутеры, мопеды, лодочные моторы, бензопилы) существует отдельный стандарт — JASO M345, который делится на три класса:
Основные категории JASO для мотоциклетных масел
JASO выделяет три основных класса для 4-тактных двигателей (самые распространённые):
JASO MA — для мотоциклов с мокрым сцеплениемЭто универсальное масло, предназначенное для двигателей, где сцепление и КПП работают в одной масляной ванне. Оно не содержит присадок, вызывающих проскальзывание сцепления.
Подходит для:
- большинства современных мотоциклов (Honda, Yamaha, Suzuki, Kawasaki)
- мотоциклов с многодисковым мокрым сцеплением
- мототехники, где производитель требует JASO MA
JASO MA2 — улучшенная версия MAВведён в 2006 году. Отличается от MA более строгими требованиями:
- повышенная защита от проскальзывания сцепления
- улучшенные характеристики при высоких нагрузках и температурах
- лучшая защита от износа и отложений
JASO MB — для мотоциклов с сухим сцеплением или отдельной смазкой КППЭти масла содержат модификаторы трения — как автомобильные. Они снижают внутреннее трение двигателя, что даёт экономию топлива и более плавную работу.
Подходят только для:
- мотоциклов с сухим сцеплением (например, некоторые Ducati, BMW с карданным приводом)
- скутеров, где сцепление и двигатель разделены
- мототехники, где КПП и сцепление смазываются отдельно
Почему JASO так важен для мотоциклов?
Самый высокий класс, для спортивных и современных двигателей
Современные малодымные масла
Устаревший, почти не используется
Когда речь заходит о моторных маслах, большинство автовладельцев знакомы со стандартами SAE, API, ACEA и ILSAC. Но есть ещё один важный, хотя и менее известный широкой публике, стандарт — JASO. Особенно он критичен для владельцев мотоциклов, скутеров, квадроциклов, а также некоторых японских автомобилей с “мокрым” сцеплением.
В этой статье мы подробно разберём, что такое JASO, зачем он нужен, как расшифровать его маркировку и почему игнорировать этот стандарт — большая ошибка для владельцев двухколёсной техники.
JASO MA2 — современный стандарт, рекомендуется для большинства новых мотоциклов. Если в инструкции указано “JASO MA”, масло с маркировкой MA2 также подойдёт (это обратная совместимость).
JASO (Japanese Automotive Standards Organization) — Японская организация автомобильных стандартов. Она была создана для разработки технических норм и требований к маслам, топливу и другим автомобильным жидкостям, особенно с учётом особенностей японской техники.
Основная цель JASO — создать стандарты для масел, которые работают не только в двигателе, но и в коробке передач и сцеплении, как это часто бывает в мотоциклах и некоторых автомобилях.