Важно: SAE — это только вязкость!
Летнее и зимнее масло — устаревшие понятия
Маркировка выглядит, например, так: SAE 5W-30, SAE 10W-40, SAE 0W-20 и т.д.
Разберём по частям:
1. Буква «W» — Winter (зима)
Все современные всесезонные масла имеют в маркировке букву W, что означает Winter — зимнее. Это указывает на то, что масло сохраняет свои свойства при низких температурах.
2. Цифра перед «W» — низкотемпературная вязкость
Это показатель того, насколько легко масло прокачивается при холодном запуске двигателя. Чем меньше цифра, тем «жидче» масло на морозе.
Например:
20 — низкая вязкость, подходит для маломощных и современных двигателей с турбонаддувом
30 — средняя вязкость, универсальный выбор
40, 50, 60 — высокая вязкость, для старых или сильно изношенных двигателей, а также для жаркого климата
Например:
0W — масло сохраняет текучесть до -35°C
5W — до -30°C
10W — до -25°C
15W — до -20°C
20W — до -15°C
Чем выше цифра после W, тем гуще масло при нагреве — это важно для двигателей с большим пробегом или эксплуатации в жару.
Идеальное масло — то, которое соответствует и по SAE, и по API/ACEA, и по допускам автопроизводителя.
Чем ниже цифра перед W, тем лучше масло подходит для холодного климата и зимней эксплуатации.
Классификация SAE не говорит о качестве масла — только о его текучести. Для оценки качества и допусков используйте другие стандарты:
- API (американский стандарт, например, SN, SP для бензиновых двигателей; CJ-4 для дизелей)
- ACEA (европейский стандарт, например, A3/B4, C3)
- Допуски производителей (например, VW 502.00, BMW Longlife-04, MB 229.5 и т.д.)
Как выбрать масло по SAE?
- Сверьтесь с руководством по эксплуатации вашего автомобиля. Производитель указывает рекомендуемую вязкость для вашего двигателя — это самый надёжный источник.
- Учитывайте климат региона. Если зимы суровые — выбирайте масло с низкой цифрой перед W (0W или 5W). Если летом очень жарко — обратите внимание на цифру после W (40 и выше).
- Учитывайте пробег и состояние двигателя. Для новых двигателей — более жидкое масло (например, 0W-20, 5W-30). Для двигателей с пробегом от 100 000 км — более вязкое (5W-40, 10W-40), чтобы компенсировать износ зазоров.
- Не гонитесь за «самым густым» маслом. Современные двигатели рассчитаны на низковязкие масла — использование слишком густого может ухудшить прокачку, увеличить расход топлива и нагрузку на масляный насос.
Раньше масла делились на летние (например, SAE 30, 40) и зимние (SAE 5W, 10W). Сегодня почти все масла — всесезонные, то есть сочетают в себе оба показателя: XW-XX. Такие масла работают и зимой, и летом, обеспечивая стабильную защиту в широком диапазоне температур.
3. Цифра после «W» — высокотемпературная вязкость
Это показатель вязкости масла при рабочей температуре двигателя (около 100–150°C). Он показывает, насколько масло способно сохранять защитную плёнку между деталями при нагреве.
При выборе моторного масла многие автовладельцы сталкиваются с непонятной аббревиатурой — SAE. Что она означает? Как расшифровать цифры и буквы на канистре? И главное — как выбрать подходящее масло для своего автомобиля? В этой статье мы подробно разберёмся в классификации SAE и поможем вам сделать осознанный выбор.
SAE (Society of Automotive Engineers) — это Американское общество автомобильных инженеров, которое разработало международную классификацию моторных масел по вязкости. Эта система позволяет понять, насколько густое или жидкое масло при разных температурах — что критически важно для правильной работы двигателя.
Вязкость — это способность масла сохранять текучесть при низких температурах и не разжижаться слишком сильно при высоких. Неправильный выбор может привести к износу деталей, перегреву или затруднённому запуску в мороз.